26 октября 2019 г. в Дальневосточном государственном университете путей сообщения (г. Хабаровск) состоялась конференция «Философско-психологические и прикладные аспекты восточных единоборств». Организаторами мероприятия стали Правительство Хабаровского края, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Российский союз боевых искусств и Дальневосточный институт психологии и психоанализа. В конференции активное участие приняли представители научной и спортивной общественности Москвы, Владивостока, Хабаровска, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре.
Открыл конференцию доклад д-ра филол. наук, профессора НИУ «Высшая школа экономики» А.А. Долина «Воинские искусства Восточной Азии как путь самопознания». В ходе выступления были освещены исторические аспекты развития боевых искусств в Японии и в России; подчёркнуто влияние религиозных течений Японии (дзен-буддизм и синто) на формирование кодекса будо; проанализированы современные тренды развития единоборств.
С докладом «Достижение высших состояний сознания в психофизических трансформациях мастеров «внутренних школ» ушу» выступил д-р филос. наук, профессор ДВГУПС Ю.М. Сердюков. Им было отмечено, что для достижения основной цели даосизма - обретения личного бессмертия, представители «внутренних школ» ушу использовали выдающиеся достижения чань-буддизма, прежде всего, созданные Да Мо (Бодхидхарма) системы психофизической трансформации Ицзинь-цзин и Сисуй-цзин, которые позволяли максимально раскрыть заложенный в человеке потенциал.
Специфика «внутренних школ» ушу (тайцзи-цюань, синьи-цюань, багуачжан, люхэбафа) была рассмотрена в докладе профессора китайской медицины, мастера школы Удан-пай В.А. Ванденко. Он рассказал об истоках и основателях этих школ, основных принципах ведения боя, продемонстрировал особенности технических приемов.
Противоречиям в понимании и восприятии боевых искусств был посвящён доклад Ж.Ж. Чимитдоржиева «Айкидо между Востоком и Западом». Автор полагает, что западному человеку в силу ментальности сложно понять философские принципы, лежащие в основе восточных единоборств. В странах Запада и в России нередко происходит выхолащивание философской составляющей из преподавания боевых искусств.
Анализ философского наследия Морихэя Уэсибы был предпринят в докладе президента Федерации айкидо Хабаровского края В.В. Бастракова. Было отмечено, что в основе философии О Сенсея лежали идеи любви к ближнему и гармонии со Вселенной. В силу этого подлинный дух айкидо Уэсибы это уход от агрессии и отказ от состязаний.
Концепция ки в восточной философии была рассмотрена президентом Краевой федерации Ки-айкидо С.Д. Егоркиным. Выступающий раскрыл специфику японского мировоззрения в свете фундаментальных начал восточной философии.
С докладом «Практический аспект ки-шиацу» выступил канд. мед. наук, доцент ДВГМУ, вице-президент Краевой федерации Ки-айкидо В.С. Кузьменко. Были раскрыты особенности терапевтического воздействия на биологически активные точки, дана оценка ки-шиацу как манифестация ки в оздоровительном компоненте ки-айкидо.
Завершили конференцию выступления младшего ученика Федерации айкидо Хабаровского края Т.А. Жердевой «Философские основы тренировочного процесса в айкидо» и младшего ученика Краевой федерации Ки-айкидо Е.А. Зениной «Особенности восприятия философии айкидо (на примере клуба «Рандори» в г. Хабаровске)».