К выходу в свет 30-й книги серии «Япония и японские боевые искусства» (Автор – Николай Рудаков)
Опубликовано на сайте Российского совета боевых искусств (РСБИ)
Название этой серии книг недаром звучит как «Япония и японские боевые искусства». Почему, зачем? В конце концов, хочешь писать о Японии, пиши о стране, ее истории, культуре, искусстве, людях, экономике и т.д., хочешь писать о боевых искусствах, пиши об их истоках, развитии, трансформации, видах, школах, стилях, техниках, оружии, основателях, патриархах и пр. Возможно, получится не одна, а две интереснейшие серии, но!… В данном случае, эти два тематических направления совершенно неотделимы друг от друга, и все попытки описать историю и развитие японских боевых искусств, не касаясь истории и развития Японии, ее мифологии, религий, учений, ее самобытности, традиций, обычаев, ее менталитета, устоев и привычек, обречены на полную неудачу. Чем вызвано такое глубокое проникновение, такие тесные взаимосвязи, такие обширные переплетения судеб страны и одного из уникальных пластов ее культуры?
Одной их основных причин является, на наш взгляд, практически полная изоляции средневековой Японии – исторического периода, когда как раз и возникали и развивались японские боевые искусства, от остального мира, а та информация и реальные практики, которые проникали в Японию из близлежащих государств – Китая и Кореи, столь быстро переосмысливались, перерабатывались и адаптировались к традиционному укладу, что на вполне законных основаниях могли считаться исконно японскими. Поэтому все, что создавалось и развивалось в Японии – это следствие развития самой страны, а не привнесенное извне, это скрупулезное следование традициям и обычаям, глубокое и искреннее почитание предков и бережное сохранение их наследия. Средневековая Япония, ставшая ареной бесчисленных и бесконечных войн между самурайскими кланами, сама создала и выпестовала самурайскую воинскую культуру, основанную на виртуозном владении холодным оружием и следовании канонам Бусидо. Знаменитые на весь мир самурайские воинские искусства – Будзюцу, как пишет известный востоковед А.А.Маслов, «в противоположность китайскому ушу, возникшему стихийно и формировавшемуся тысячелетиями, постоянно изменяясь внешне, именно создавались. Это значит, что основателем любого стиля или школы в Японии был реально существующий человек, а не легендарная личность, как в Китае». И развитие самурайских воинских искусств, безусловно, впрямую зависело от исторического пути развития Японии. Начиная с Войны Гэмпэй (1181-1185 гг) – войны между кланами Тайра и Минамото, и до окончания Сэнгоку Дзидай – Эпохи воюющих провинций (конец XVI века), самурайские воинские искусства, постоянно имевшие практику кровопролитных сражений, развивались и совершенствовались как в качестве и эффективности вооружений, так и в тактике ведения боевых действий и технике владения различными видами Будзюцу. Но стоило Японии встать на путь относительно мирного и благополучного развития после захвата государственной власти сёгунатом Токугава (1603 г), самурайские воинские искусства претерпели кардинальные изменения. Виртуозное боевое мастерство самураев, потерявших возможность демонстрировать свои боевые качества на поле боя, девальвировалось и стало практически ненужным. Однако вытравить из души японского народа самурайскую культуру и боевую самурайскую сущность оказалось невозможным делом. Определенный комплекс неполноценности поселившийся в самурайском сословии, был компенсирован обостренной тягой к традиционным духовным ценностям. По всей стране стали возникать школы воинских искусств – рю, где опытные самураи передавали свой бесценный боевой опыт тысячам адептов, не давая угаснуть в них духу Бусидо. Вместе с этим, с новой силой вспыхнул интерес к философским основам боевых искусств, а также к дисциплинам, всегда считавшимися неотъемлемыми качествами благородных рыцарей, а именно искусству чайной церемонии, поэзии, живописи, каллиграфии, изящной словесности и пр. Под влиянием этих, будем говорить, новомодных течений, имеющих, тем не менее, многовековые истоки, самурайские воинские искусства постепенно перерождаются из прикладных систем, предназначенных для применения на поле боя, в особые Пути – «До», подразумевающих самосовершенствование человека, реализацию его творческого потенциала и достижение гармонии с самим собой и окружающим миром через изучение и практику военных техник и трансформацию сознания, изменяющей видение мира.
Философской основой древних японских боевых искусств были две основные религии японцев – синтоизм и буддизм, а также древнее китайское учение – конфуцианство. Слияние этих религиозно-философских доктрин, в конечном счете, и положило начало уникальному синкретизму воинской культуры самурайского сословия, выразившемуся в возникновении (как всегда, японцы переосмыслили и переработали) истинной самурайской идеологии – Дзэн-буддизма, ставшему основой самурайской этики. Вооруженное этой идеологией самурайское сословие явило миру огромное количество примеров беззаветного героизма, самопожертвования, мужества и отваги от героев Войны Гэмпэй до персонажей истории о сорока семи ронинах. Эти, поистине выдающиеся человеческие качества, также, как и другие добродетели Бусидо, с исчезновением самурайства в конце XIX века не исчезли втуне, а нашли свое воплощение в философии и принципах современных японских боевых искусств, по крайней мере, именно так декларировали их основатели – Фунакоси Гитин, Дзигоро Кано, Морихэй Уэсиба и др. И это, с их точки зрения, являлось одним их характерных проявлений преемственности древних самурайских воинских искусств и современных видов японских боевых единоборств.
Уход с исторической арены самурайства и открытие Японии для западной цивилизации стало очередным этапом в развитии японских боевых искусств – ярким и противоречивым. С одной стороны, в них по-прежнему превалировал истинный самурайских дух, воинственный и бескомпромиссный, с другой стороны, боевая составляющая все больше и больше уходила на второй план, а на главные позиции выступали идеи самосовершенствования человека, его стремления избавиться от собственных слабостей и недостатков через познание боевой техники, уважения к окружающему миру. Девиз : «Победи, прежде всего, самого себя» становится основополагающим. «Боевые искусства: от «Дзюцу» к «До» – так называется одна из книг серии. Она послужила своеобразным мостиком от описания развития японских боевых искусств на фоне исторического пути Японии к конкретным видам современных боевых искусств Японии, их школам, стилям, патриархам, особенностям техники, тренировочного процесса, учебного оружия, места данного вида в современном мире Будо. Но даже в этих книгах большое внимание уделено истокам данного вида, неразрывной связи древних мастеров Будзюцу и современных адептов боевых искусств. Недаром в названии каждой книги о каком-либо из видов японских боевых искусств, будь то сумо, дзюдо, кэндо, каратэ, айкидо, иайдо и др. присутствуют слова «История и современность».
История Японии изобилует огромным количеством фактов, так или иначе повлиявших на возникновение и развитие японских боевых искусств. Это поистине неразделимые понятия, и в описаниях тех или иных исторических фактов, приведенных в серии, будь то нашествие на Японию монголов в XIII веке, проникновение на японские острова буддизма в VI веке и возникновение Дзэн, грандиозные сражения между самурайскими кланами, судьбы выдающихся личностей средневековой Японии, жестокий и кровопролитный процесс объединения Японии, строительство замков и крепостей, поражающих воображение и в наши дни, история меча и других видов холодного оружия, проникновение в Японию огнестрельного оружия, уникальная боевая система ниндзюцу и ее закат и многие другие, всегда присутствует анализ влияния этого фактора на развитие японских боевых искусств.
В книгах серии, готовящихся к изданию, большое внимание будет уделено таким важным аспектам, несомненно интересных для всех почитателей японских боевых искусств, как «боевые искусства и здоровье», «боевые искусства и дети», «боевые искусства в культуре Японии», «современная
Япония», «история японского языка и спортивная терминология» и др.
Николай Рудаков Январь 2018 г.
Ниже приведен полный перечень книг серии, где звездочками отмечены книги, уже вышедшие в свет.
Список книг серии «Япония и японские боевые искусства»
1. * Япония в легендах и мифах.
2. * История древней Японии.
3. * Эпоха самураев.
4. * Нашествие монголов. История камикадзе.
5. * Будзюцу – самурайские воинские искусства.
6. * Самурайские воинские искусства. Дзю-дзюцу.
7. * Религии самураев. Дзэн.
8. * Бусидо – Путь воина.
9. * История сорока семи ронинов.
10. * Доспехи и оружие самураев.
11. * Самурайский меч.
12. * Огнестрельное оружие самураев. Битва при Нагасино.
13. * Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин. Битва при Каванакадзима.
14. * Японские замки. История и устройство.
15. * Штурм японского замка.
16. *Великие объединители Японии. Ода Нобунанга. Битва при Окахадзамэ.
17. * Великие Объединители Японии. Тоётоми Хидэёси. Битва при Ямадзаки.
18. * Великие объединители Японии. Токугава Иэясу. Битва при Сэкигахара.
19. * Ниндзюцу. История.
20. * Ниндзя. Методика подготовки.
21. * Ниндзя. Оружие, одежда, приспособления.
22. * Легенды ниндзя.
23. * Поражение ниндзя в Тэнсё ига-но ран. Закат ниндзюцу.
24. * Современное ниндзюцу.
25. * Сумо: история и современность.
26. * Боевые искусства: от «Дзюцу» к «До». Закат самурайства.
27. * Дзюдо: история и современность. Кано Дзигоро.
28. * Боевые искусства: учитель и ученик.
29. * Кэндо: история и современность.
30. * Миямото Мусаси – великий фехтовальщик Японии.
31. Иайдо: история и современность (готовится к изданию).
32. Дзёдо: история и современность.
33. Нагината-до: история и современность.
34. Каратэ: история и современность.
35. Стили каратэ и их патриархи.
36. Масутацу Ояма и кёкусинкай-каратэ.
37. Кобудо: история и современность.
38. Легенды о мастерах боевых искусств.
39. Айки-дзюцу и Сокаку Такэда
40. История айкидо. О-сэнсэй Морихэй Уэсиба.
41. Современное айкидо.
42. Кюдо: история и современность.
43. Боевые искусства и здоровье.
44. Боевые искусства и дети.
45. Оружие самураев и ниндзя. Современное тренировочное оружие.
46. Современная Япония.
47. Боевые искусства в культуре Японии. История и современность.
48. Японский язык. История, общие понятия, спортивные термины.