Прежде чем стать выдающимся мастером цигун, Лю Шаобинь прошел путь более чем в двадцать лет. С раннего детства он испытал влияние подлинной традиции цигун, ушу и национальной медицины.

Семейная школа

Лю Шаобинь родился в уезде Аньфу провинции Цзянси. Все члены его семьи так или иначе были связаны с искусством ушу, цигун и китайской медициной. Его отец был высококлассным мастером и учителем ушу, широко известным у себя на родине. Популярным целителем и мастером цигун был и один из старших братьев Лю Шаобиня. Мать, работая учительницей в школе, не оставляла занятий национальной медициной. Шаобинь, третий ребенок в семье, с раннего возраста приобщился к интересам родителей и брата. Он подражал движениям отца, выполнявшего упражнения ушу, и старательно копировал приемы брата, осваивая технику цигун. С матерью он изучал целебные травы, которые они всей семьей собирали в горах. Он не прекращал занятий цигун, ушу и траволечением даже в дни школьных экзаменов. Каникулы больше всего нравились ему тем, что можно было целыми днями пропадать в горах, собирая травы. Возвращаясь вечером домой с охапкой целебных растений, он чувствовал себя настолько счастливым, что без следа исчезала усталость от дневного труда. Постепенно росли знания и мастерство Лю Шаобиня. Уже подростком он стал популярен у односельчан как умелый врачеватель. Стоило больному принять отвар из трав, приготовленный Шаобинем, или подвергнуться нескольким сеансам иглоукалывания, проведенным юным врачом, как хворь очень скоро уходила. Окончив школу в шестнадцать лет, он уже знал, что посвятит свою жизнь лечению людей.

Любовь к горам Тяньчжушань

Утвердившись в своем намерении, Лю Шаобинь решил найти место, где бы он в уединении мог совершенствоваться в цигун и искать лечебные травы. Для этого он перелистал немало книг с описаниями известных гор и прибрежных районов крупных рек, постоянно расспрашивал друзей и близких об известных им нетронутых уголках дикой природы. В конце концов он решил, что идеальное место - горы Тяньчжушань на западе провинции Аньхой, там, где она граничит с провинцией Цзянси. Тяньчжушань - название местности и главной вершины горной цепи Дабэйшань. Ее высота - около 1600 м над уровнем моря. Более чем крутые склоны горы — колоссального столба, устремленного в небо, — оправдывают ее название - «Небесный столб», или иначе «Столб, поддерживающий центр неба» - Чжунтяньичжу. Горная местность Тяньчжушань - это десятки пологих горных вершин и скальных пиков, обрывов и странной фермы валунов, хрустальных струй прячущихся в скалах и ущельях горных ручьев, родников, шумных пенистых водопадов, неведомо кем и когда бережно сложенных колодцев. Могучие сосны и темно-зеленые кипарисы соседствуют с экзотическими южными растениями. Девственная флора Тяньчжушаня бережет для целителей и множество лечебных трав.
Лю Шаобиню было известно, что во все эпохи в горы Тяньчжушань стремились даосские отшельники. Например, в III—IV веках там жили и занимались самосовершенствованием знаменитые Цзо Сы и Гэ Хун. Прикоснуться к силам природы и преклониться перед ее красотой и мудростью, по преданиям, приезжали туда великий историк II—I веков до новой эры Сыма Цянь, поэты VIII—IX веков Ли Бо и Бой Цзюйи, в XI веке — философ и политический деятель Ван Аньши, стихотворец Су Душю, в XIV веке — литератор Лю Ловэнь и другие. В своих стихах они оставили много прекрасных строф, воспевающих горы Тяньчжушань и образно рассказывающих об опыте медитативного приобщения к тайнам мироздания в этих горах. Легко представить себе, какие возможности таят они для совершенствования в цигун и ушу, закалки сознания, психики и тела. Итак, в 1968 году молодой Лю Шаобинь со старшим братом Лю Шаосюном приехал в Тяньчжушань, чтобы поселиться там.

Под руководством наставников — к мастерству

Истинную традицию мастерства цигун Лю Шаобинь воспринял у жившего в окрестностях Тяньчжу-шаня даосского наставника Лин Гу. Поддерживал он контакты и с другими народными мастерами. Он изучал старинные трактаты, в которых находил сведения об истоках сохранившихся доныне систем. Например, в трактате «Юй лунь» («О земной тверди»), приписываемом Вэнь-ди, императору династии Вэй, правившему в VI веке, он нашел упоминание о том, что знаменитый Цзо Сы, живший в местности Луцзянцюнь (современный уезд Цяньшань), владел «искусством пополнения и ведения (ци)» — будао чжи шу, в котором Лю Шаобинь определил истоки известной сейчас системы цигун «пестование тела» — ян шэнь. Из «Истории поздней династии Хань» Фань Хуа, жившего в V веке, Лю Шаобинь почерпнул сведения о том, что Цзо Сы совершенствовался в «пути духа» — шэнь дао, то есть в магическом даосском цигун. Следы этих систем сохранились в искусстве тяньчжушаньских мастеров цигун Хэ Цзяфаня, Ван Цзяфа-ня, Лян Яопина. Лю Шаобинь не раз почтительно обращался за советом к 90-летнему профессору У Ифэну и старому врачу китайской медицины Чэнь Цзинчжи, накопившим огромный опыт совершенствования в цигун за десятилетия уединенной жизни в Тяньчжушань.
Они были носителями традиций своеобразных систем цигун, веками складывавшихся в этой местности. Но записей об этих системах не существовало, а древнее мастерство тщательно скрывалось от посторонних глаз. Лю Шаобинь приступил к подробному описанию методик, их упорядочению и составлению на этой основе собственной системы. Она стала итогом более чем двадцатилетнего труда, упорнейших тренировок, длительных походов в горы, бессонных ночей, которые он посвящал занятиям.

Специфика тяньчжуской системы цигун

Хотя традиции цигун в Тяньчжушане насчитывают около двух тысяч лет, только благодаря основанной на них системе Лю Шаобиня они стали доступны и могут быть открыто переданы людям. Тяньчжуская система цигун позволяет «совершенствовать тело-личность и пестовать собственную природу», вскрывать резервные возможности личности, укреплять здоровье и излечивать болезни, укреплять костно-мышечную систему, продлевать жизнь.
Тяньчжуская система включает динамические и статические упражнения. К динамическим относятся следующие: инь ян цайци ляньдань шу — «искусство закалки пилюли и восприятия ци инь и ян»; чжинэн кайфа куньхуэй гун — «раскрытие сознания для небесного разума»; даньци юньсин фань-тун гун — «упражнения для перемещения ци пилюли с целью возврата молодости»; кай тяньму ишоу гун — «раскрытие точки тяньму для достижения долголетия»; мин му гун «упражнения для улучшения зрения»; вайци аньмо мэйжун гун — «косметический массаж с использованием внешней ци». Статические упражнения тяньчжуской системы цигун включают методики цзинлянь нэйдань шу — «искусство закалки внутренней пилюли в состоянии покоя»; яо хуан гун — «управление колебаниями». В тяньчжускую систему входят также методы дистанционной перцепции, интраскопии проскопии, тяньчжуской диагностики и терапии, запрограммированное воздействие на акупунктурные точки в назначенное время, «дистанционная иглотерапия» и другие. Существует и множество других методик, требующих дальнейшего изучения и упорядочения.
Тяньчжуская система цигун впитала в себя теоретические положения классической китайской медицины —о движении ци и крови, подъеме субстанций ян и опускании субстанций инь, об их взаимодействии, о «полых» и «плотных» внутренних органах, меридианах и коллатералях и т. п. Согласно этим положениям, болезнь вызывается нарушением баланса субстанций инь и ян, регулярности процесса «опускания и подъема» их в организме, «закупоркой» меридианов и коллатералей, «недостаточностью» ци и крови, развитием «патогенных факторов», подавляющих «правильные» тенденции в организме. Упражнения цигун позволяют упорядочить взаимодействие субстанций инь и ян, их «опускание» и «подъем», степень «открытия» и «закрытия» организма. Для этого применяется управление движением ци, «вдыхание чистого (ци) и выплевывание мутного», освобождение и раскрытие меридианов и коллатералей, обеспечение беспрепятственного движения ци и крови. Овладение тяньчжуской системой цигун начинается с динамических упражнений: сначала собираются «три вида ци» — неба, земли и человека, в результате «девяти трансформаций» они превращаются в жизнетворную «пилюлю», и ци мысленно проводится по «небесному кругу». Такого рода способы «ведения и привлечения» ци и крови, «раскрытия» меридианов и коллатералей, ведения ци через «заставы» позволяют добиться довольно быстрых успехов, что не дает «остыть» интересу к занятиям. Тяньчжуская система цигун позволяет «соединить телесную форму, мысль и ци». Их одновременная закалка обусловливает слияние внешней формы движения с мыслью, чтобы посредством «формы и мысли» вести «ци пилюли», обеспечить мягкость, плавность и замедленность движений. Поэтому данная система подходит людям любого возраста. Она предельно методически упорядочена, овладение ею начинается с простейших и безопасных для здоровья упражнений, выполнение которых не требует много времени. Это обусловило большую популярность тяньчжуской системы у китайских любителей цигун.


Методики цигун Динамические упражнения тяньчжуской системы цигун
Лю Шаобинь

Динамические упражнения тяньчжуской системы цигун называются также даоинъ щу — «искусством ведения и привлечения (ци)». Их отличает тесное сочетание «телесного даоинь», техники дыхания и сосредоточения. «Собирание ци», «выплавление внутренней пилюли», перемещение ци по «небесному кругу» выполняются одновременно. Движения должны быть мягкими, плавными, медленными и естественными. Дыхание обратное абдоминальное, вдохи и выдохи «мягкие, медленные, ровные и длительные». Сосредоточение, перевод ипереключение фокуса внимания, движения и дыхание тесно скоординированы. «Движение стремится к покою, мысль обращается в единое». Вы как бы растворяетесь в мироздании. В овладении упражнениями необходима последовательность и постепенность. Избегайте чрезмерного напряжения и переутомления. На определенном этапе занятий динамические упражнения могут комбинироваться со статическими, что еще более увеличивает эффективность тренировок и ускоряет достижение необходимого результата.

I. Принятие «позы взращивания пилюли»
Исходное положение:стоя лицом на восток или юг. Ноги вместе, пальцы ног как бы «захватывают» пол (упираются в него). Медленно наложить кисти ладонями на живот (мужчины — правую кисть на левую, женщины наоборот) точкой лаогун к точке цихай, так чтобы точки лаогун на обеих кистях проецировались друг на друга. Голову держите ровно, точкой байхуэй на темени вертикально вверх. Неплотно прикройте глаза. Кончик языка касается неба за альвеолами. Легко сомкните зубы. Опустите плечи и локти. Расслабьте области бедер и поясницы. Ноги чуть согните в коленях. Полностью расслабьтесь (рис. 1).
Раскрепощение и спокойно выполните три или девять дыхательных циклов (вдох — выдох).Тип дыхания — обратный абдоминальный. 3. Голени и стопы неподвижны, бедрами выполните медленное вращательное движение вгоризонтальной плоскости противчасовой стрелки (один оборот). 4.Смещая центр тяжести вправо, отставьте левую ногу на шаг в сторону (ноги на ширине плеч). 5. Сместив центр тяжести влево (встав ровно), бедрами выполните медленное вращательное движение по направлению часовой стрелки (один оборот, голени и стопы неподвижны) и зафиксируйте: положение стоя прямо с несколько согнутыми ногами («поза взращивания пилюли») (рис. 2). 6. Раскрепощенно и спокойно выполните девять, 36 или 108 дыхательных циклов (вдох — выдох).

Примечания:
При выполнении упражнений в период «с полуночи до полудня» (с 23 до 11 часов) становитесь лицом на восток, «с полудня до полуночи» (с 11 до 23) — на юг. Такая пространственная ориентация традиционно определяется схемами соответственно «прежденебесных восьми триграмм» и «посленебес-ных восьми триграмм». 2. Обратное абдоминальное дыхание должно быть раскрепощенным, легким и естественным. Избегайте чрезмерного сосредоточения внимания (психического напряжения) — это может привести к закрепощенности. 3. Положение туловища и конечностей должно быть удобным и раскрепощенным, движения — свободными, мягкими и естественными. Ноги несколько согнуты в коленях, стойка не должна быть слишком высокой или низкой. 4. Вращательные движения бедрами выполняются медленно и равномерно по полной окружности (360 градусов), колени служат как бы «осями» (центром окружности). 5. Мысль сосредоточена на выполняемых действиях, вы испытываете состояние спокойствия и умиротворенности, полного слияния с мирозданием. Устраните все посторонние мысли.

Функции упражнения:
Подготовка к выполнению основных упражнений, «регулирование тела», «регулирование дыхания» и «регулирование психики»,погружение в «состояние цигун».
Вращательные движения бедрами на 360 градусов ассоциируются с круглой «небесной сферой» и «небесным кругом», что способствует возникновению ощущения «слияния с мирозданием». 3. Отработка принятия «положения взращивания пилюли» в качестве самостоятельного упражнения способствует овладению навыками быстрого устранения посторонних мыслей, «разогрева, взращивания и усиления ци». «Положение взращивания пилюли» может быть отнесено к типу статических упражнений «стояние столбом» —чжань чжуан.

Принципы упражнения:

Принятие «позы взращивания пилюли» является начальной ком бинацией для всех динамических упражнений тяньчжуской системы цигун. Требования к позам и движениям отражают такой аспект цигун, как «регулирование тела». Особенно показательны вращательные движения бедрами по окружности, ассоциируемой с окружностью небесной сферы, позволяющие еще полнее расслабиться и раскрепоститься, побуждающие дух и мысль вырваться за пределы нашего мелочного «космоса», освободиться от мирских треволнений и забот, слиться с подлинно великим мирозданием в единое тело, чтобы подготовиться к претворению животворной «семенной ци», собираемой от неба, земли, «десяти тысяч вещей» в наши тело и психику. Раскрепощенное и спокойное обратное абдоминальное дыхание относится к сфере туна и «приготовления (внутренней пилюли)». Выполнение девяти и более (до 108 ) дыхательных циклов, с одной стороны, позволяет устранить посторонние мысли, ввести себя в состояние «покоя», с другой — становится «кузнечными мехами», посредством которых регулируется сила «огня для приготовления внутренней пилюли» и, таким образом, «совершенствуется и выплавляется внутренняя пилюля». Дыхание, сочетаемое с движениями, способствует не только «вдыханию чистого и выплевыванию мутного», но и «проведению ци через заставы». Тесное сочетание «формы, мысли и ци», одновременная реализация функций «регулирования тела», «регулирования дыхания» и «регулирования психики» позволяют быстро погрузиться в состояние «покоя», подготовиться к «собиранию ци». Принятие «позы взращивания пилюли» можно рассматривать как упражнение типа «стояние столбом» для «выплавления и взращивания внутренней пилюли». Поэтому оно может применяться и в качестве начальной комбинации в комплексах динамических упражнений цигун, и отдельно, как самостоятельное упражнение.


II. «Искусство собирания ци инь и ян для закаливания пилюли»
«Собирание земной субстанции инь» Выполняется из положения «поза взращивания пилюли». 1. Медленно свободно опустите руки,поворачивая кисти ладонями вперед. Одновременно выполняйте выдох (рис. 3). 2. Медленно поднимите руки перед собой, до уровня плеч,словно «поднимая» «земную ци» и одновременно «собирая ци» ладонями. Одновременно выполняйте вдох (рис. 4). 3. Сгибая руки в локтях, выполните круговое движение предплечьями в вертикальной плоскости, переводя их назад вверх (плечи в «качестве осей») и словно охватывая кистями ци — раскрепощенным движением предплечий «охватывая шар» и поднося его к груди, локти опущены. Одновременно выполняйте выдох (рис. 5). 4. Поворачивая предплечья кнутри, медленно и постепенно накладывая кисти друг на друга, легким «надавливающим» движением опустите ци в нижнюю область даньтянь, наложив на нее кисти. Одновременно выполняйте вдох (рис. 6). Выполняйте всю комбинацию три раза.

Примечания:
При «поднимании ци» вверх предплечья раскрепощены, расслаблены, избегайте физического усилия. Сосредоточивайтесь на точках лаогун в центрах ладоней. Возникает физическое ощущение «поднимания земной ци». 2. Пово-рачивать предплечья надо легко, свободно и естественно. Повороты предплечий, кистей, «схватывание ци» выполняются слитно и согласованно. Возникает ощущение «схватывания ци». 3, «Надавливающее» движение кистями выполняется под некоторым углом к области даньтянь, кисти должны быть обращены точками лаогун к области даньтянь, ци как бы «вдавливается» в нее — физически ощущается, как ци «входит в даньтянь». 4. Весь процесс «собирания земной ци» проходит в течение двух дыхательных циклов (вдох — выдох). Вдохи и выдохи должны быть «плавными, медленными и мягкими», скоординированными с движениями и сосредоточением фокуса внимания. 5. С самого начала представляйте себе, что вы как бы окружены испаряющейся нагретой «земной ци». Земля имеет неиссякаемую силу, которую отдает нам. В этом заключается суть ощущения, которое вы должны испытывать.



Партнеры »